- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организационные и личностные детерминанты психического выгорания управленцев
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007136 |
Тема: | Организационные и личностные детерминанты психического выгорания управленцев |
Содержание
Организационные и личностные детерминанты психического выгорания управленцев Оглавление Введение 2 Глава 1. Изучение проблемы психического выгорания в психологии 7 1.1 Определение и сущность понятия психического выгорания 7 1.2 Теоретические подходы к изучению психического выгорания 18 1.3 Понятие психического выгорания и подходы к его рассмотрению в зарубежной психологии 24 Глава 2. Специфика проявления психического выгорания в деятельности руководителя 31 2.1 Особенности проявления психического выгорания в профессиях социальной сферы 31 2.2 Управленческая деятельность как объект исследования 35 2.3 Специфические различия управленческой деятельности от деятельности представителей социальных профессий, их влияние на развитие психического выгорания 43 Глава 3. Эмпирическое исследование психического выгорания у руководителей различных сфер деятельности 52 3.1 Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования 52 3.2. Личностные детерминанты психического выгорания 60 3.3 Организационные детерминанты феномена психического выгорания 76 Заключение 87 Список литературы 90 Приложения 95 Введение Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, а также социальных стрессов, возрастают требования, которые предъявляются к профессионализму личности. Но далеко не каждый человек может адаптируясь, эффективно осуществлять собственную профессиональную деятельность и социальную роль, поэтому растет вероятность развития неблагоприятных психических состояний. Профессиональная деятельность занимала, и будет занимать особое место в социальной деятельности человека. Профессиональная самореализация является важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Процесс профессионального становления и самореализации был и остается одной из центральных проблем современной психологии. Процесс профессионального становления личности не является однонаправленным, прогрессивные стадии сменяются регрессивными, когда на первый план выходит такая проблема как профессиональное выгорание. Описанные тенденции специфичны для различных видов деятельности, так управленческая деятельность оказывает уникальное воздействие на личность руководителя и выявление специфических особенностей профессионального становления, профессиональной самореализации, профессионального выгорания является одной из основных проблем психологии управления. Деятельность руководителя характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, необходимостью быстрого реагирования на изменения, предполагает принятие ответственных решений в ситуациях, связанных с неопределенностью и риском. Особое внимание следует уделить таким негативным сторонам профессионализации управленцев, как ужесточение конкуренции в современных условиях рыночной экономики и значительное повышение требований к личности профессионала – руководителя со стороны общества и организационной среды. Не каждый может адаптироваться и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, в связи с чем возрастает вероятность развития такого неблагоприятного психического состояния как эмоциональное или психическое выгорание. Первоначально к лицам, потенциально подверженным выгоранию, относили социальных работников, врачей, юристов и педагогов. Выгорание данных специалистов объяснялось специфическими особенностями так называемых «помогающих профессий». К настоящему времени существенно увеличился перечень профессий, подверженных этой- опасности. Данный список пополнили работающие в сфере услуг и управления, в коммерческой сфере: агенты по продаже , риэлторы, консультанты, управленцы всех уровней. Синдром психического выгорания, в управленческой деятельности проявляется как сложный феномен, его возникновение и протекание носит неоднозначный и даже амбивалентный характер. С одной стороны, многие особенности профессиональной деятельности управленцев сводится к многочисленным исследованиям психического выгорания, к факторам риска развития данного феномена, с другой стороны, управленческая деятельность характеризуется чертами, выступающими по данным эмпирических исследований в качестве своеобразного буфера для, развития психического выгорания. Немногочисленные эмпирические исследования, феномена выгорания у руководителей концентрируются на факторах, связанных с работой и стилями поведения, анализ эмпирических данных останавливается на уровне корреляционных связей, практически отсутствуют исследования детерминационных отношений. Актуальность выбора в рамках данного исследования феномена психического выгорания у руководителей обусловлена противоречием: с одной стороны, слишком высокая востребованность психологической помощи среди профессионалов данной области, а с другой – накопленная теоретическая база не имеет нужного практического выхода. Цель данного исследования – выявить личностные и организационные факторы влияющие на формирование синдрома психического выгорания у руководителей. Объектом данного исследования является синдром психического выгорания руководителей, а предметом – детерминанты, обуславливающие синдром профессионального выгорания руководителей. Гипотеза исследования – психическое выгорание в управленческой деятельности структурно организовано и детерминировано рядом личностных и организационных особенностей. Цель исследования обусловила постановку следующих задач: Определить структуру психического выгорания; Выявить специфику руководящей деятельности; Провести исследование, выявляющее специфику психического выгорания руководителей; Выделить личностные и организационные факторы, влияющие на формирование синдрома психического выгорания у руководителей. База исследования: 26 офисов салонов связи «Мегафон» г. Тольятти, 10 салонов связи г. Самары Выборка испытуемых: 36 директоров салонов связи. Средний возраст 30-40 лет, из них 18 женщин и 18 мужчин. 14 руководителей отдела по развитию персонала. Из них 10 женщин и 4 мужчины. Средний возраст 35-40 лет. Все представленные испытуемые имеют равный опыт руководящей деятельности. Степень разработанности темы представлена в трудах, которые посвящены изучению отдельных форм профессиональных деформаций у руководителей (В.Е. Орел, А.В. Карпов, А.Б. Серебрякова). Внимание данных исследователей сосредоточено на организационных факторах, а также связи поведенческого аспекта с процессом психического выгорания. Также, разработанность темы представлена современными психологическими исследованиями, которые касаются работников социальных профессий (А.А. Реан, А.К. Маркова), детерминант появления психического выгорания в ходе профессионального общения(С. Маслач, В. Бойко, Н.В. Гришина) и других. Методологическая основа исследования. Структурная психологическая концепция анализа деятельности руководителя (А.В. Карпов, Е.С. Старченкова), теоретические основы исследования субъект-субъектного взаимодействия в ходе осуществления профессиональной деятельности (Н.В. Клюева, А.К. Маркова, В.Н. Дружинин), положения и принципы системного подхода к изучению психических явлений, а также закономерностей (М.С. Роговин, А.В. Карпов), современные представления о процессе профессионального становления личности (Т.В. Кудрявцева), подходы к изучению психического выгорания (А.А. Руковишников, С. Маслач, А. Пайнс, С. Чернис, В.Е. Орел). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе результаты могут способствовать развитию основных теоретических положений организационной психологии, а также позволяют уточнить особенности профессионального становления личности на разных этапах профессионализации, раскрывая динамические характеристики и особенности процесса выгорания в деятельности руководителя. Практическая значимость исследования. Проведенное комплексное исследование психического выгорания руководителей, позволяющее сформировать представления о структуре данного синдрома, его детерминационных особенностях и воздействии на результативную- составляющую в управленческой деятельности, вносит вклад в развитие психологии менеджмента, обогащая в этой области структуру психологических знаний о психических феноменах, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Рассмотрение психического выгорания в управленческой деятельности расширяет знание о профессионально- важных качествах руководителя и детерминации процесса управленческой деятельности. Глава 1. Изучение проблемы психического выгорания в психологии Определение и сущность понятия психического выгорания Изначально, явление эмоционального выгорания представлялось как социальная проблема, которая состояла в росте тенденции к появлению эмоциональных и поведенческих нарушений у специалистов, которые работают в сфере «человек-человек». Такая ситуация привела к важности более детального изучения генезиса и феноменологии невротических реакций, а также других дезаптационных признаков, которые появляются в ходе профессиональной деятельности. Профессиональное психическое эмоциональное выгорание – это деструктивный феномен в профессиональной деятельности. Непосредственно термин профессиональная деструкция проявился недавно в психологии, однако занял там прочное место в исследованиях проблем профессионального становления личности. В рамках данного исследования нам представляется интересной концепция профессионального становления личности Э.Ф. Зеера, являющаяся наиболее разработанной в отечественной психологии. В рамках данной концепции обсуждаются проблемы периодизации и детерминации профессионального развития, а также проблемы профессионального кризиса и деструктивных изменений в ходе профессионализации, трудности психологического сопровождения профессионала. Автор полагает, что профессиональное становление личности, как процесс, сопровождается деструктивными изменениями (деформация личности, кризис(, обуславливающие прерывность, гетерохронность, неравномерность профессионального развития. Непосредственно Э.Ф. Зеер предлагал называть негативные изменения личности, которые проявляются в процессе профессионализации и под ее влиянием – деструкциями. Как отмечал автор, профессиональные деструкции – это изменения сложившейся структуры личности и деятельности, которые негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействиями с другими участниками данного процесса[19, 123c.]. Э.Ф. Зеер предложил развернутую психологическую концепцию профессиональных деструкции, в рамках которой раскрывается их содержание, динамика возникновения, детерминирующие факторы. В основе данной концепции лежат следующие ведущие положения. Профессиональное развитие – это не только процесс приобретения, но и определенные потери, поэтому, становление профессионала сопровождается совершенствованием и разрушением личности; Профессиональные деструкции – это нарушение уже усвоенных способов деятельности, а также разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения, а также психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой специальности или профессии; Переживание профессиональных деструкций, как правило, сопровождается психическим дискомфортом и напряженность, кризисными явлениями и конфликтами; Деструкции, возникающие в ходе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности, отрицательно влияют на ее продуктивность, порождая профессионально нежелательные качества, называющиеся профессиональными деформациями; Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем - при выполнении, деформирует личность. Профессионализация способствуют развитию профессиональных акцентуаций, т.е. чрезмерно выраженных качеств и их сочетаний, отрицательно сказывающихся на деятельности и поведении специалистов; Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием, а также непрерывным профессиональным развитием, поэтому неизбежны периоды временной стабилизации, которые можно назвать профессиональной стагнацией; Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности, особенно непродуктивные формы их преодоления[19, 100-123c.]. Любые нарушения в профессиональной деятельности проявляются в том, что происходит выпадение отдельных звеньев в структуре профессиональной деятельности, к примеру, усталости либо психического перенапряжения. Человек устраивает возможности реализации собственных навыков, знаний и умений, а также происходит нарушение функций самоконтроля и целеполагания. Обобщающим элементом всех выделенных профессиональных деформаций (деструкции) является появление психической напряженности, конфликтов, кризисов, что, в свою очередь, может привести к снижению профессиональной эффективности, неудовлетворенности работника своим трудом, социальным окружением и жизнью в целом, что является признаком психического выгорания. Основоположником изучения психического либо эмоционального выгорания, как феномена профессиональной деятельности стал американский врач Х. Фреденберг, который использовал термин «выгорание», чтобы обозначить состояние, которое наблюдается у медицинских работников, характеризующееся совокупностью признаков истощения, снижения ответственности и потери мотивации. Позже, социальный психолог К. Маслач, предоставила результаты исследований когнитивных стратегий, которые используются профессионалами для того, чтобы бороться с эмоциональным возбуждением. Автор установил, что у людей, которые работают в сфере обслуживания, а также которые вовлечены в глубокое и интенсивное взаимодействие с клиентами, наблюдаются поведенческие и эмоциональные нарушения, такие как низкая самооценка, утрата понимания, эмпатии, отрицательное отношение к работе[24]. Фрейденбергер представил шкалу, в которой разделил эмоциональное выгорание на 12 ступеней. Первая ступень предполагает ненавязчивое желание самоутверждения, возможно и в соперничестве с другими; и на первый взгляд выглядит совершенно безобидно; Вторая ступень. Постепенно появляется небрежное отношение к себе и своим потребностям, человек начинает все меньше времени уделять себе, занятиям спортом, общению с друзьями, коллегами и так далее; Третья ступень. На этой ступени мы наблюдаем отстранение человека от конфликтов, он перестает видеть и замечать что дома или на работе имеются неразрешенные разногласия, проблемы, от конфликтов самоустраняется, пытаясь таким образом оградить себя, спастись от негативных эмоций; Четвертая ступень. Возникает отсутствие самоощущения, человек перестает чувствовать себя, начинается работа подобная машине, роботу, в дальнейшем работа на износ, в следствии чего переходят на ступень выгорания, где уже ощущают внутреннюю пустоту, на последующих ступенях описывается продолжение этих ощущений, в следствии чего появляются депрессивные состояния. На последней 12 стадии у человека присутствуют суицидальные мысли, он переживает отчаяние[42, 311-312c.]. Описание немецкого ученого Матиаса Буриша очень доступно объясняет, как проявляет себя эмоциональное выгорание. Он описывает 4 этапа: 1 этап выглядит также совершенно безобидно, это еще не совсем выгорание. На этом этапе у человека появляются какие-то идеи, восторженность. Но требования, которые он предъявляет к себе для достижения поставленных целей слишком высоки, он слишком много требует от себя в течение короткого промежутка времени. Эта стадия требует внимания. 2 этап – это истощение, как эмоциональное, так и физическое. 3 стадия предполагает начало действия защитных реакций. То есть, чтобы истощение не становилось сильнее, происходит реакция противодействия, человек интуитивно чувствует необходимость уйти от травмирующего воздействия, ему нужен покой, происходит некое отстранение от социальных отношений. Те отношения, которых не получается избежать, отягощаются отстранением, отвержением. На 4 стадии происходит усиление 3 стадии. Буриш называет эту стадию «синдромом отвращения», то есть у человека пропадает позитивное отношение ко всему, пропадает желание, появляется отвращение ко всему. По мнению психолога В.В.Бойко, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Автор считает, что эмоциональное выгорание – это некий стереотип профессионального поведения, функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы[5, 12c.]. Последователь Дж. Фрайденбергера – Джордж Гринберг выделил пять стадий эмоционального выгорания, характеризуя их как этапы нарастания психического напряжения, связанного с профессиональной деятельностью. На первой стадии происходит постепенное подтачивание энергии из-за стрессов, хотя человек пока еще доволен своей работой; На втором этапе появляется снижение работоспособности, бессонница и здесь уже появляется частичное снижение интереса к работе; На третьем этапе входит в привычку работа по ночам и в выходные, что появляется в следствии утери интереса к работе, все труднее сосредоточиться на рабочем процессе, трудно распланировать время и задачи и выполнить их, появляется постоянное желание доделать, нагнать упущенное; На четвертом этапе происходит снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний. Вызвано это проецированием хронической усталости на здоровье; Пятая стадия характеризуется усугублением четвертой, упадком сил и эмоциональной нестабильностью. Выделяя немного отличающиеся стадии формирования и развития синдрома выгорания, авторы сходятся во взглядах на причины возникновения психического выгорания. То есть синдром эмоционального выгорания может случиться из-за постоянного стресса на работе. Но причины профессионального кризиса кроются не только в частых контактах со сложным контингентом людей. Хроническая усталость и накопившееся недовольство могут иметь и другие корни: это монотонность действий; напряженный ритм; недостаточное поощрение, как материальное, так и психологическое; неясная постановка задач; чувство ненужности и недооцененности. Также синдром выгорания часто встречается у людей, имеющих определенные склонности характера: желание сделать все идеально и правильно, максимализм, возникают завышенные требования к себе; склонность к идеализму; жертвование собственными интересами, повышенная ответственность также интересный и немаловажный фактор, мечтательность, ведущий к неадекватной оценке своих возможностей. Также очень важно знать зону риска, что помогает и ускоряет развитие синдрома выгорания. Это злоупотребление алкоголем, сигаретами и энергетическими напитками. Все это может появляться, когда случаются временные трудности на работе, человек пытается повысить работоспособность, избавиться от стресса. Но помощь не существенна и кратковременна, приводит к усугублению ситуации. Возникает привыкание, человек начинает употреблять, например, энергетики, все больше и больше, что впоследствии приводит к истощению организма, организм начинает сопротивляться. На самом деле, синдрому эмоционального выгорания может подвергнуться любой человек, не получающий одобрения и поддержку, но продолжающий перегружать себя работой. Проанализируем подходы к пониманию эмоционального выгорания в трудах отечественных психологов. Первые упоминания касательно феномена эмоционального выгорания можно найти в трудах Б.Г. Ананьева, употреблявшего термин «эмоциональное сгорание», с целью обозначения некого отрицательного явления, которое появляется у людей профессии типа «человек-человек», связанно, также, с межличностными отношениями. Этот феномен, однако, был только зафиксирован, и не был подтвержден эмпирическими исследованиями[2, 89c.]. В некоторых современных исследованиях, эмоциональное выгорание рассматривается как форма профессиональной деформации работников социальной сферы, особенно психологов или пенитенциарных служащих. Проблеме выгорания у медицинских работников посвящены труды М.М. Скугаревской, Т.И. Ронгинской, В.Е. Орла и других. Внимание отечественных исследований обращается, также на изучение этого феномена у менеджеров, финансистов и обслуживающего персонала. В некоторых работах отечественных исследователей, эмоциональное выгорание рассматривается с точки зрения теории стресса. В.П. Подвойский и Т.А. Жалагина считают, что эмоциональное выгорание личности — это многоуровневая система адаптации к условиям социума и способ активного преобразования своей жизнедеятельности в соответствии с психологическим опытом личности[16, 90c.]. А.К. Маркова рассматривает эмоциональное выгорание как одну из причин, которая препятствует профессиональному развитию человека. Она говорит, что основным и важным средством самореализации очень часто служит профессиональная деятельность человека. Если ему сопутствуют неудачи в профессиональной деятельности, то при условии единственно возможной самореализации – профессиональной – закономерным становится эмоциональное выгорание личности[23, 233c.]. В.П. Подвойский считает, что психологическими механизмами эмоционального выгорания личности выступают негативные изменения психологического опыта человека под воздействием профессиональной деятельности. В свою очередь, он определил психологический опыт как модель определенных адаптационных и компенсаторных возможностей[37, 45c.]. Некоторые современные исследователи предпринимают попытки выхода за рамки каждого из обозначенных подходов к детерминантам выгорания, рассматривая данный феномен как следствие совокупного воздействия объективных (внешних) и субъективных (внутренних, индивидуальных) факторов. B.B. Бойко выделяет ряд внешних и внутренних предпосылок эмоционального выгорания: 1. Группа организационных (внешних) факторов включает условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические характеристики деятельности, среди которых автор выделяет: Хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, которая связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Дестабилизирующую организацию деятельности, выражающуюся в недостаточно четкой организации труда, слабой структурированности и расплывчатости информации, недостатке оборудования. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка первоначально сказывается на самом профессионале, а затем на субъекте общения - клиенте, потребителе и взаимоотношениях обеих сторон. Повышенную ответственность за исполняемые функции и операции, в наибольшей степени характерную для представителей профессий «помогающего» типа, содержание деятельности которых заключается в том, что необходимо постоянно «входить» в состояние субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель - подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега - коллега». Конфликтная обстановка побуждает искать способы экономии своих психических ресурсов, что, в конечном итоге, может привести к эмоциональной и личностной отстраненности (деперсонализации) как защитной стратегии. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общении: у врачей - тяжелые и умирающие больные, педагогов и воспитателей - дети с задержкой или отклонениями психического развития, у обслуживающего персонала и менеджеров – «трудные» клиенты и партнеры по деловому общению (агрессивные, капризные, склонные к манипулированию и т.п.). К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит следующие: Склонность к эмоциональной ригидности. По мнению автора, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволить ему развиваться. Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности, предполагающая чрезмерную включенность в работу, повышенную ответственность за решение профессиональных задач, высокую эмпатию по отношению к партнеру или клиенту. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, связанная либо с отсутствием интереса к профессии, ее содержательным аспектам, либо с ярко выраженными эгоистическими установками, наличие которых принципиально не предполагает проявление истинного участия их обладателя в проблемах других людей. Нравственные дефекты и дезориентация личности. Автор рассматривает нравственный дефект в качестве следствия неспособности включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Таким образом, эмоциональное выгорание личности является результатом адаптации индивида к условиям и требованиям деятельности. В исследованиях В.Е. Орла, эмоциональное выгорание рассматривается как сложное образование, которое включает мотивационные, эмоциональные, когнитивные, соматические и поведенческие компоненты, которые в ходе образования комплекса симптомов объединяются в базовые подструктуры. Автор применяет термин «психическое выгорание», тем самым выделяя его интегральный, масштабный характер в сравнении с более узким понятием «эмоциональное выгорание»[33, 145c.]. Суть «психического выгорания» определяется авторов в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, в контексте которой происходит формирование данного явления. Итоги проведенных эмпирических исследований показали, что традиционная трехфакторная модель выражена четко только в профессиях по типу «человек-человек», где базовые компоненты выгорания несут единую нагрузку. Таким образом, можно сделать вывод, что психическое выгорание - это изменение качеств личности (ценностных ориентаций, стереотипов восприятия, способов общения, характера и поведения), которые появляются под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. 1.2 Теоретические подходы к изучению психического выгорания Современная психология выделяет четыре типа подходов к причинам появления эмоционального выгорания, а именно: организационный, интерперсональный, индивидуально-психологический и интегративный. Опишем данные подходы. Организационный подход. Непосредственно термин «организация» применяется в качестве общего понятия для всех социальных образований, которые более, чем малая группа, однако меньше, чем общество в целом. Самое общее определение – это организация представляет собой систему людей, правил и задач. Задачи, как правило, описывают, что нужно делать, а правила задают алгоритмы решения задач. Нарушения функционирования организации в данном контексте можно рассматривать как противоречия между людьми, работающими в организации, задачам, стоящими перед ним, либо правилам выполнения данных задач[34, 21-23c.]. Так, стресс у работника может появиться из-за предъявления чрезмерных требований, либо по причине собственного стремления решать задачи другого уровня либо объема, чем тот, который адекватен его возможностям. Конфликты в организации появляются из-за различного понимания руководством и сотрудниками критериев качества работы, а также из-за несоответствия поведения персонала внутриорганизационным стандартам либо в том случае, если суть профессиональной деятельности сотрудника противоречит его системе моральных норм и ценностей. Среди иных организационных факторов, которые можно относить к источникам выгорания можно назвать: несоответствие рабочей нагрузке вознаграждению, ненормированный рабочий день, неопределенность профессиональных задач. Интерпресональный подход. Согласно данному подходу, в качестве основной причины выгорания авторы называют асимметрию отношений между клиентами и работниками. К. Маслач говорит, что выгорание – это негативный индивидуальный опыт, который вплетен в контекст межличностных отношений на работе. Она полагает, что главной причиной выгорания являются напряженные отношения реципиента и профессионала, которые характерны для профессий «помогающего» типа[36, 264c.]. А. Харрисон в своих исследованиях связывает выгорание с особенностями восприятия индивидом своей эффективности и социально компетентности в межличностных отношениях с клиентом. Если профессионал теряет ощущение своей полезности, то наступает выгорание[9, 377c.]. Некоторые исследователи говорят, что причинами выгорания могут стать межличностные конфликты внутри предприятия. В некоторых работах отмечается, что конфликты по горизонтали, между сотрудниками, находящимися на одном уровне управленческой иерархии, менее психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое служебное положение. При этом подчеркивается, что в качестве фактора, предохраняющего от выгорания в конфликтных ситуациях, может выступать социальная поддержка. Работники, получающие такую поддержку, могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и тем самым быть менее подверженными эмоциональному выгоранию. Индивидуально-психологический подход. Проявления эмоционального выгорания имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, во внутрисистемном общении, взаимодействии с объектом деятельности, контактах с руководителем, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, а так же и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике. К индивидуально-личностным факторам относятся особенности конкретного сотрудника, которые могут способствовать развитию у него эмоционального выгорания. А.В. Филиппов выделяет несколько типов психологических барьеров, вызывающих эмоциональное выгорание: когнитивно-психологические, социально-психологические, организационно-психологические и психомоторные. Возникновение этих барьеров обусловлено квалификацией, стереотипизацией межличностных отношений, организационных процессов, режимом труда. Психологические барьеры вызывают неудовлетворенность трудом, психическую напряженность, порождают конфликтные ситуации. Все эти негативные явления приводят к развитию профессионально нежелательных качеств: догматизма, консерватизма, индифферентности и др[49, 42c.]. Психолог Х. Фрейденберг описывал сгорающих эмоционально как сочувствующих, мягких, гуманных, увлекающихся, идеалистов, которые ориентированы на людей, и — в то же время — интровертированных, неустойчивых, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. И. Махер пополнил этот список «авторитаризмом» (авторитарный стиль руководства) и низким уровнем эмпатии. Синдром эмоционального выгорания проявляется в следующем: чувство безразличия, изнеможения, эмоционального истощения (человек не способен отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к клиентам и своим коллегам); негативное самовосприятие в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства[20, 146c.]. Е.С. Старченкова и Н.Е. Водопьянова обнаружили корреляционные связи между показателем «качества жизни» и эмоциональным выгоранием, а также показателями самореализации. Особое значение авторы отвели балансу переживания успеха и удовлетворенности, не только в профессиональной, но и личной жизни[12, 188c.]. М.В. Агапова и С.В. Умняшкина, рассматривали эмоциональное выгорание, как некое следствие нарушения процессов самоактуализации и самореализации личности. Авторы отмечали, люди, у которых наблюдается тенденция к самоактуализации, склонны к конфронтации, сопротивлению с неблагоприятными средовыми факторами, а также всей профессиональной ситуации в целом, так как перестают ощущать удовлетворение от работы и не могут относиться творчески к собственным профессиональным обязанностям[3, 89c.][51, 45c.]. 4. Интегративный подход. Интегративный подход рассматривает причины эмоционального выгорания с точки зрения внешних и субъективных факторов. Одной из самых частых причин эмоционального выгорания является специфика деятельности и ближнего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал. Другой, одной из важных причин эмоционального выгорания, является разделение труда и узкая специализация профессионалов. Б.Д. Новиков говорит о ценностных установках человека как факторе развития эмоционального выгорания личности. Формирование эмоционального выгорания личности начинается еще в детстве, в определенные временные отрезки жизни человека как отрицательные социально-психологические новообразования. Со временем они углубляются, становятся ригидными, устойчивыми, основными для личности и затем в профессиональной деятельности реагируют избирательно на отрицательные социальные воздействия. Он говорит о том, что нарушения в иерархии ценностей человека ведет к замедлению или остановке личностного и, следовательно, профессионального роста[28, 84c.]. У людей, которые проявляют склонность к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным. Эти люди оказываются все более закрытыми для новых знаний. Мировоззрение у таких людей ограничивается ценностями, установками и стереотипами круга профессии, оно становится узко профессионально ориентированным. По мнению Е. И. Рогова эмоциональное выгорание может быть вызвано особенностями мотивационной сферы субъекта труда, которые состоят в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте[43, 86c.]. К субъективным причинам эмоционального выгорания можно отнести: установки, ценностные ориентации, характер и уровень трудовой мотивации, особенности эмоциональных реакций на стресс, их адаптивность и характерологические особенности. Е.И. Рогов выделяет следующие виды эмоционального выгорания: Общепрофессиональные, типичные для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых профессиональных задач, предмета труда, средств труда, привычек, установок, форм о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: